Добрый день, уважаемые депутаты, коллеги, руководители предприятий и учреждений и приглашенные гости!
Сегодня мы подводим итоги социально-экономического развития района за 2024 год. Основной целью нашей деятельности была и остается — повышение уровня и качества жизни жителей района. Это масштабная задача, которую мы решаем постепенно, поэтапно, шаг за шагом.
Результаты проведенной работы, отраженной в докладе, являются нашим общим результатом: администрации района, сельских поселений, депутатов, предприятий, учреждений и организаций, представителей малого и среднего бизнеса, общественных организаций, всех жителей района.
Считаю необходимым отметить, что текущий год был весьма непростой и напряженный как для страны в целом, так и для нашего района, для каждого из нас. Несколько лет наша страна живет в условиях проведения специальной военной операции. Мобилизованные и заключившие контракт старокулаткинцы также участвуют в СВО, защищая нашу с вами свободу и независимость. К большому сожалению, у нас есть потери. Выражаю искренние слова соболезнования родителям и семьям погибших бойцов. Выражаю огромную благодарность нашим руководителям предприятий, организаций и учреждений, трудовым коллективам, предпринимателям, фермерам, всем неравнодушным жителям, кто принимает активное участие в сборе и отправке гуманитарной помощи нашим ребятам.
Основной составляющей развития района является обеспеченность финансами, для этого ежегодно формируется бюджет.
Доходная часть бюджета муниципального образования «Старокулаткинский район» за 2024 год составила 450 277,4 тыс.руб., что выше уровня 2023 года на 46281,3 тыс.руб. Безвозмездные поступления составили 382 642,0 тыс.руб., из них дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности - 106 587,7 тыс.руб., в то время как за 2023 год данные показатели составили соответственно 365 092,5 тыс.руб. и 96 069,6 тыс.руб.
Доходная часть консолидированного бюджета муниципального образования «Старокулаткинский район» за январь-декабрь 2024 года по налоговым и неналоговым доходам составила 67 635,3 тыс.руб. при плане 63 116,8 тыс.руб., выполнение плана составляет 107,2%, что выше уровня января-декабря 2023 года на 8 734,9 тыс.руб.
Для местного бюджета НДФЛ является основным доходным источником, доля которого в общей сумме собственных доходов за январь-декабрь 2024 года составила 36%. За истекший период НДФЛ в консолидированный бюджет поступил в сумме 24 329,9 тыс.руб. при плане 21 782,0 тыс.руб., исполнение составило 111,7%, что на 3 746,8 тыс.руб. больше аналогичного уровня 2023 года.
Акцизы на нефтепродукты при плане 10 311,2 тыс.руб. поступили в сумме 11060,6 тыс.руб. или 107,3% к плану, но при этом составили 16,4% в общей сумме собственных доходов за 2024 год.
Поступление единого налога на вмененный доход за январь-декабрь 2024 года составляет 8,6 тыс.руб.
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, поступил в размере 1 488,4 тыс.руб. при плане 1 488,0 тыс.руб., исполнение составляет 100% к плану и уменьшение к уровню 2023 года на 1 209,2 тыс.руб.
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, поступил в сумме 757,7 тыс.руб. при плане 774,0 тыс.руб. или 97,9% к плану.
Единый сельскохозяйственный налог поступил в сумме 2 562,8 тыс.руб. при плане 2 360,0 тыс.руб., увеличение к аналогичному периоду прошлого года на 525,9 тыс.руб.
Налог на имущество физических лиц за 12 месяцев при плане в сумме 1 600,0 тыс.руб. фактически поступил в сумме 1 815,6 тыс.руб. или 113,5% к плану.
Земельный налог за отчетный период при плане 4 566,0 тыс.руб. поступил в сумме 4 834,8 тыс.руб. или 105,9% к плану.
Поступления по госпошлине при плане 1 024,0 тыс.руб. составили 1 102,9 тыс.руб., то есть 107,7% к плану.
Поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, при плане 7 063,0 тыс.руб. составили 7 340,6 тыс.руб., то есть 103,9% к плану января-декабря текущего года.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду поступила в размере 30,5 тыс.руб. при плане в 30,5 тыс.руб.
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства при запланированных 3 624,7 тыс.руб. поступили в сумме 3 693,4 тыс.руб. или 101,9% к плану января-декабря 2024 года.
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов составили 6976,2 тыс.руб. при плане в сумме 6 879,9 тыс.руб. По данному виду дохода за период январь-декабрь 2024 года исполнение составило 101,4%. По сравнению с прошлым годом это на 3 904,7 тыс.руб. больше.
Поступления по штрафам, санкциям и возмещению ущерба за январь-декабрь 2024 года составили 330,1 тыс.руб. при плане 279,5 тыс.руб., то есть 118,1% к плану 2024 года.
Прочие неналоговые доходы поступили в размере 1 303,2 тыс.руб. при плане 1334,0 тыс.руб., исполнение плана составило 97,7%. При этом по сравнению с прошлым годом это на 497,8 тыс.руб. больше.
Расходная часть консолидированного бюджета муниципального образования «Старокулаткинский район» за январь-декабрь 2024 года составила 455 710,4 тыс.руб., исполнение по отношению к годовому плану составляет 98,9% (план - 460926,7 тыс.руб.).
Расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» составили 96 784,5 тыс.руб., из которых 49 465,4 тыс.руб. - это расходы на содержание учреждения хозяйственного обслуживания органов местного самоуправления. Расходы на содержание органов местного самоуправления составили:
- по консолидированному бюджету - 44 207,6 тыс.руб.;
- по муниципальному району - 29 957,0 тыс.руб. (в том числе на выполнение полномочий по областному и федеральному бюджетам - 2 508,4 тыс.руб.).
По разделу «Национальная оборона», по которой проходят расходы на выполнение государственных полномочий по ведению первичного воинского учета, освоены средства в сумме 911,3 тыс.руб.
По разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» расходы на регистрацию актов гражданского состояния за счет областных субвенций составили 644,66 тыс.руб., расходы на обеспечение противопожарной безопасности - 2 668,6 тыс.руб., из которых 2 137,9 тыс.руб. - расходы на содержание пожарных в МО Мостякское сельское поселение; другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности - 676,1 тыс.руб.
По разделу «Национальная экономика» расходы составили 62 961,5 тыс.руб., из них:
- 5 818,1 тыс.руб. - расходы муниципального учреждения «Управление по развитию сельских территорий»;
- 55 274,8 тыс.руб. - расходы по подразделу «Дорожное хозяйство», из них субсидии бюджетам муниципальных районов на строительство, модернизацию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях (за исключением автомобильных дорог федерального значения) - 46734,3 тыс.руб.;
- 544,8 тыс.руб. - расходы по подразделу «Транспорт» на организацию пассажирских перевозок, в том числе субсидии из областного бюджета - 517,5 тыс.руб.;
- 602,0 тыс.руб. - расходы по подразделу «Водное хозяйство», в том числе 425 тыс.руб. - средства областного бюджета на благоустройство родников;
- 266,9 тыс.руб. - расходы по подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики», в том числе: расходы за счет резервного фонда администрации района - 20,0 тыс.руб. (противопожарная опашка границ населенных пунктов поселений), реализация мероприятий по межеванию земельных участков, оценке имущества - 246,9 тыс.руб.
По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» освоенные средства составили 24 781,1 тыс.руб., из них:
- по разделу «Жилищное хозяйство» расходы составили 479,3 тыс.руб. (на перечисление взносов на капитальный ремонт квартир, находящихся в муниципальной собственности - 58,8 тыс.руб., на оплату коммунальных услуг - 35,9 тыс.руб., на мероприятия по оформлению выморочного имущества - 384,6 тыс.руб.);
- по разделу «Коммунальное хозяйство» расходы составили 1 152,0 тыс.руб., в том числе на обустройство контейнерных площадок на сумму 513,5 тыс.руб,. из которых только 36,8 тыс.руб. - средства областного бюджета; приобретение контейнеров на сумму 165,0 тыс.руб;.
- по подразделу «Благоустройство» расходы составили 22 941,5 тыс.руб., из них: на оплату электроэнергии по уличному освещению - 3 919,7 тыс.руб.; на зимнее содержание автомобильных дорог по прямым договорам в сельских поселениях - 2788,6 тыс.руб. и в городском поселении-2604,7 тыс.руб.; ремонт Детского парка по программе «Комплексное развитие сельских территорий» - 1 190,3 тыс.руб.; работы по ликвидации несанкционированных свалок на территории сельских поселений - 350,0 тыс.руб.; прочие мероприятия по благоустройству за счет средств городского поселения - 2 845,4 тыс.руб. и за счет средств сельских поселений - 575,9 тыс.руб.; расходы на обслуживание сетей уличного обслуживания - 1 561,3 тыс.руб. Также по данному разделу прошли мероприятия по установке детской площадки в с.Средняя Терешка на сумму 394,6 тыс.руб., из которых 390,6 тыс.руб. - средства областного бюджета, и расходы по подготовке проектов межевания земельных участков с выполнением кадастровых работ на общую сумму 247,5 тыс.руб., в том числе 245,0 тыс.руб. - средства областного бюджета;
- по подразделу «Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства» расходы составили 208,4 тыс.руб., в том числе за счет областных средств в сумме 45,9 тыс.руб. на приобретение уличных светильников.
По разделу «Образование» освоены средства в сумме 211 499,5 тыс.руб. Расходы по данному разделу составляют 46,4% общих расходов бюджета. По разделу «Образование» расходы составили: на заработную плату с начислениями - 171 963,8 тыс.руб., на оплату коммунальных услуг - 13 160,1 тыс.руб., на питание и ГСМ - 12 486,5 тыс.руб. Также здесь проходят расходы по областным и муниципальным программам:
- реализация проекта «Точка роста» за счет средств местного бюджета - 505,3 тыс.руб.;
- расходы на молодежную политику - 11,1 тыс.руб.;
- расходы по текущему ремонту Кирюшкинской НШ по программе ППМИ - 1 585,0 тыс.руб.;
- расходы на реализацию мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости объектов муниципальных образовательных организаций - 238,5 тыс.руб.;
- расходы на летнее оздоровление детей - 797,3 тыс.руб.
По разделу «Культура, кинематография» на финансирование учреждений культуры направлены средства в сумме 33 782,0 тыс.руб., что составляет 7,4% от общих расходов. Расходы на зарплату с начислениями составили 19 438,2 тыс.руб., расходы на оплату коммунальных услуг -6 209,4 тыс.руб. Также профинансированы расходы по реализации ППМИ: ремонт Новокулаткинского сельского клуба - 1 455,4 тыс.руб., ремонт Старояндовского сельского клуба -1 297,6 тыс.руб., ремонт Мосеевского сельского клуба - 1 657,2 тыс.руб., ремонт окон РДК - 1563,0 тыс.руб. Расходы на приобретение книжных фондов составили 113,5 тыс.руб., реализация мероприятий по обеспечению развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населённых пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек - 610,0 тыс.руб.
По разделу «Социальная политика» сумма израсходованных средств составляет 18023,6 тыс.руб. Основные расходы идут за счет областных субвенций и направлены на содержание детей сирот в приемных семьях - 11 928,4 тыс.руб., на компенсацию родительской платы -2113,0 тыс.руб., проезд детей-сирот - 284,4 тыс.руб., на исполнение расходных обязательств, связанных с опекой и попечительством - 1 006,8 тыс.руб. За счет средств местного бюджета были произведены расходы по оказанию адресной материальной помощи нуждающимся гражданам в общей сумме 98,4 тыс.руб., выплата муниципальных пенсий в сумме 530,4 тыс.руб.
Расходы по разделу «Физическая культура и спорт» по консолидированному бюджету составили 143,7 тыс.руб.
В муниципальном образовании «Старокулаткинский район» ежемесячно проводится мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности, ежегодно утверждается план работы по сокращению просроченной кредиторской задолженности.
По данным отчётности на 01.01.2025 года по казенным учреждениям числится просроченная кредиторская задолженность на сумму 11 987,8 тыс.руб., из них 34,8% - это задолженность по страховым взносам в сумме 4 173,06 тыс.руб. По сравнению с прошлым месяцем произошло уменьшение на 13 659,9 тыс.руб., в том числе уменьшение страховых взносов на 12 807,7 тыс.руб., что связано со сменой типа учреждений (переходом из казенных в бюджетные).
По бюджетным учреждениям просроченная кредиторская задолженность составляет 120377,9 тыс.руб., в том числе по страховым взносам - 68 446,3 тыс.руб.
По состоянию на 01.01.2025 года в муниципальном образовании не имеется задолженности перед субъектами малого и среднего предпринимательства.
УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, ЗЕМЕЛЬНЫМИ
Эффективное управление и распоряжение земельными ресурсами является залогом успешного пополнения бюджета. В целях увеличения собственных доходов бюджета утвержден прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2024-2025 годы, который обновляется по мере необходимости.
За 2024 год от продажи муниципального имущества в бюджет района поступило 12,5 тыс.руб. при плане 600,0 тыс.руб., что составляет 2,1% к плану.
Заключено и действуют 12 договоров аренды муниципального имущества; поступления при плане 330,0 тыс.руб. составили 284,0 тыс.руб. или 86,1% к плану.
Аренда - неразграниченные земли
По состоянию на 01 января 2024 года действуют 75 договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, из которых 23 земельных участка расположены в границах сельских поселений, 52 - в границах городского поселения.
Поступления при плане 1 120,0 тыс.руб. составили 1 194,7 тыс.руб. или 106,7% к плану.
Сумма годовых начислений арендной платы на 2025 год составляет 1 200 тыс.руб. Согласно постановления Правительства Ульяновской области с 1 января 2024 года размер арендной платы за земельный участок ежегодно подлежит изменению на размер уровня инфляции. Данные изменения касаются договоров аренды, расчет арендной платы которых проводится по Постановлению №510, т.е. без торгов. В результате перерасчета ожидается пополнение в бюджет в сумме 30 тыс.руб.
В 2025 году планируется заключение новых договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в результате ожидается ежегодное пополнение бюджета на 50 тыс.руб.
Муниципальные земли
По состоянию на 01 января 2025 года действуют 13 договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, из которых 9 земельных участков расположены в границах сельских поселений, 4 - в границах городского поселения.
Поступления при плане 3 273,3 тыс.руб. составили 5 861,4 тыс.руб. или 179,1% к плану.
Сумма годовых начислений арендной платы на 2025 год составит 842,1 тыс.руб.
В 2025 году планируется проведение 3 аукционов по предоставлению в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности; от реализации данных земельных участков в бюджет района ожидается поступление ежегодной арендной платы в сумме 300 тыс.руб.
Продажа - неразграниченные земли
От продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена при плане 150 тыс.руб. поступило в бюджет 560,6 тыс.руб., что составляет 373,7% к плану - это продажа земельных участков собственникам зданий и сооружений, а также выкуп земельных участков в результате перераспределения (это граждане, у которых ранее были выявлены нарушения по использованию земельных участков), путем проведения аукциона и без проведения торгов.
В 2025 году планируется продажа земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в сумме 200 тыс.руб.
От продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, поступления при плане 5 500 тыс.руб. составили 6 403,1 тыс.руб. или 116,4% к плану.
Поступление от продажи земельных участков в 2025 году ожидается от реализации земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые ранее были предоставлены в аренду в результате торгов.
От реализации земельного участка, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды на который при условии надлежащего использования в случае, когда земельные участки предоставляются в собственность гражданам и юридическим лицам за плату по цене в размере 20 процентов кадастровой стоимости приобретаемого земельного участка по их заявлению, ожидается поступление в бюджет 500 тыс.руб.
Земли сельскохозяйственного назначения
На территории муниципального образования «Старокулаткинский район» всего 62 285 га земель сельскохозяйственного назначения, дольщиков - 8399 долей; на 1 января 2025 года зарегистрировано с межеванием 66121 га земель сельскохозяйственного назначения или 85,7%. За 2024 год оформлено с выделом и вовлечено в оборот 1286 га земель сельскохозяйственного назначения.
В 2025 году планируется ввести в сельскохозяйственный оборот 900 га
земель.
В целях увеличения поступления земельного налога большое внимание уделяется работе с невостребованными земельными паями. Всего по муниципальному образованию «Старокулаткинский район» было выявлено 2026 невостребованных долей, опубликованных в средствах массовой информации, из них подано в суд - 1426 долей, зарегистрировано за муниципальным образованием - 918 долей.
На сегодняшний день проводится работа по оформлению невостребованных долей по СПК «Бахтеевский» (95 пайщиков); за 2024 год после проведения всех процедур было подано 3 иска общим количеством 16 долей, из которых 12 долей признано за муниципальным образованием. В 2025 году данная работа будет завершена.
В результате оформления в муниципальную собственность невостребованных долей в судебном порядке планируется постановка на кадастровый учет и вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения СПК «Бахтеевский» в количестве 360 га.
На 2025 год действуют максимальные ставки (0,3% от кадастровой стоимости - сельскохозяйственные участки, сады, ИЖС; 1,5% - все остальные). В 2025 году планируется поступление в бюджет 4 600 тыс.руб.
Отмечу, что экономия бюджетных средств также достигается за счет закупочных процедур.
По состоянию на 1 января 2025 года на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок было размещено 50 извещений о проведении закупок на сумму 81 297,0 тыс.руб., по итогам которых было заключено 50 контрактов на сумму 71 892,0 тыс.руб. Экономия составила 9 405,0 тыс.руб.
По данным отчетов заказчиков неконкурентными способами (т.е. путем заключения прямых договоров) на 1 января 2025 г. было заключено 795 договоров на сумму 60 797,0 тыс.руб.
По поселениям заключено контрактов и договоров:
Зеленовское СП - 54 шт./ 3 785,0 тыс.руб.;
Терешанское СП - 62 шт./ 2 533,0 тыс.руб.;
Мостякское СП - 39 шт. / 1 975,0 тыс.руб.;
Староатлашское - 29 шт./ 1 402,0 тыс.руб. (в том числе 1 электронный аукцион на сумму 289,0 тыс.руб.);
Итого по муниципальному образованию «Старокулаткинский район» с учетом поселений заключено 1028 контрактов и договоров на сумму 142 383,0 тыс.руб.
Сельское хозяйство является основным видом деятельности нашего района, и его главная часть - растениеводство и животноводство.
2024 год стал неоднозначным для сельхозтоваропроизводителей района (как для растениеводов, так и для животноводов) в части получения урожаев и заготовки кормов и в то же время очень непростым для агросектора.
Общая посевная площадь по району составила 41743 га, увеличение по сравнению с прошлым годом на 544 га или на 1,3%, в том числе: зерновые и зернобобовые - 26112 га (увеличение на 1125 га или на 4,5%). Наибольшие посевные
площади под зерновыми и зернобобовыми культурами - в ООО «Агрофирма Кулатка» (7446 га), СПК «Бахтеевский» (2058 га), КФХ «Богданов Р.А.» (1950 га), КФХ "Ягудин Р.Б." (1893 га), СПК «Вязово-Гайский» (1738 га).
Производство зерна по району составило 33365 тонн, что составляет 71,1% к показателю прошлого года (46941 тонна). Наибольшее валовое производство зерна получили в ООО «Агрофирма Кулатка» (10779 тонн), КФХ «Ягудин Р.Б.» (3571 тонна), СПК «Вязово-Гайский» (2788 тонн). Средняя урожайность зерновых и зернобобовых составила 12 ц/га. Наивысшую урожайность получили в КФХ «Юмангулов Р.Р.» - 20,4 ц/га, КФХ «Юсупов А.Ш.» - 17,0 ц/га, КФХ "Ягудин Р.Б."- 16,6 ц/га.
Уборочная площадь под подсолнечником составила 9689 га. Валовой сбор составил 8917 тонн (или 96,5% к аналогичному периоду прошлого года) при средней урожайности 9,2 ц/га.
2024 год был удовлетворительным для заготовки кормов. Было заготовлено порядка 25,5 ц кормовых единиц на 1 условную голову, что соответствует годичному запасу грубых и сочных кормов.
Под озимой сев под урожай будущего 2025 года было засеяно 484 га озимой ржи при плане 638 га (76%), озимой пшеницы 8396 га при плане 9362 га (90%). Общий посев озимых культур составил 8880 га при плане 10000 га или 89%. Следует сказать, что озимой сев проходил в очень непростых погодных условиях. В буквальном смысле посев производился в пыль (в период с конца мая до конца сентября не было осадков). На зиму посевы ушли в неудовлетворительном состоянии, многие не дали всходов.
По итогам 12 месяцев 2024 года поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств составило 1718 голов или 74,7% к аналогичному периоду прошлого года, поголовье коров - 460 голов (59,7%). Значительное уменьшение поголовья КРС произошло в СПК «Бахтеевский» (на 292 головы), в том числе коров на 217 голов.
В ЛПХ за 2024 год произошло уменьшение поголовья КРС на 102 головы, что составляет 89% к уровню прошлого года. В то же время наблюдалось и сокращение поголовья дойных коров на 31 голову (84% к уровню прошлого года).
В крестьянско-фермерских хозяйствах поголовье КРС уменьшилось на 20,9% (712 голов в 2024 году, 900 - в 2023), поголовье коров уменьшилось на 23,3% (207 голов в 2024 году, 270 - в 2023). В хозяйстве КФХ «Хабибуллин Р.К.» произошло уменьшение количества КРС на 10 голов, в КФХ «Ягудин Р.А.» - на 30 голов, в КФХ «Латыпова И.Р.» - на 37 голов.
Допущенное сокращение поголовья скота, а именно коров отрицательно повлияло на показатели валового производства животноводческой продукции, молока. За 12 месяцев 2024 года произведено молока во всех категориях хозяйств 1228,0 тонн, что составляет 76,9% к уровню прошлого года (1596,9 тонн), в сельскохозяйственный предприятиях - 63,6% к уровню прошлого года (190,1 тонн в 2024 году, 298,9 тонн - в 2023 году).
Реализовано скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий 688,0 тонн, что составляет 103% к уровню прошлого года, в том числе в сельскохозяйственных организациях - 104,9 тонн (107,8% к уровню прошлого года).
За 12 месяцев надоили на 1 фуражную корову по 2693 литра молока, что на 1020 кг больше, чем в прошлом году или 161%. На выращивании и откорме крупного рогатого скота получено по 490 гр. среднесуточных привесов, что составляет 93% к уровню прошлого года.
Кормами (как грубыми, так и сочными) хозяйства обеспечены в полном объеме. Зимовка скота 2024-2025г.г должна пройти без проблем. Основная задача по животноводству - сохранить и приумножить нынешнее поголовье.
Участникам и победителями отраслевой программы «Агростартап» в 2024 году стали ИП «Арланова Г.Л.» (развитие животноводства молочного направления) и ИП «Латыев Н.Р.» (развитие животноводства мясного направления). По бизнес- плану ИП «Арлановой Г.Л.» предусмотрена покупка племенных нетелей голштинской породы в количестве 31 головы и сельскохозяйственной техники и инвентаря. В настоящий момент скот закуплен, идет отел. ИП «Латыевым Н.Р.» на данный момент ведутся переговоры по закупке скота в количестве 18 голов, планируется приобретение сельскохозяйственного инвентаря.
Основные моменты стабилизации поголовья КРС в районе в 2025 году:
- планируется открытие новых крестьянско-фермерских хозяйств, которые планируют участвовать в программе «Агростартап» и, воспользовавшись средствами грантовой поддержки, приобрести для своих хозяйств до 80 голов КРС;
- в течение года планируется участие ИП «Улюкаев И.Ф.», ИП «Богданов Р.Р.» в программе «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянско- фермерских хозяйств». Планируется приобретение нетелей в количестве 80 голов для развития молочного животноводства.
В итоге за счет участия в этих двух вышеуказанных программах планируется увеличение поголовья КРС на 160 голов, в том числе нетелей - на 80 голов.
Механизация
Несмотря на все трудности, с которыми столкнулись абсолютно все хозяйства, обновление парка техники и сельскохозяйственного инвентаря проходит систематически из года в год с неплохими показателями.
За 2024 год сельхозтоваропроизводителями района в рамках выполнения программы «Развитие сельского хозяйства» по направлению «Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства» приобретено новой техники на сумму 145 991,7 тыс.руб. (в 2023 году - на сумму 66 300,39 тыс.руб., в 2022 году - 74 983,3 тыс.руб., в 2021 году - 51 429,76 тыс.руб.).
Приобретаются энергонасыщенные трактора, посевные комплексы, современные зерноуборочные комбайны, новые сельскохозяйственные орудия. Все это новшества должны в полной мере в 2025 году повысить урожайность зерновых и технических культур наших сельхозтоваропроизводителей (за счет обработки почвы, качественных посевов культур, механических и химических уходов за культурами, уборки урожая с минимальными потерями за счет новых зерноуборочных комбайнов).
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Невозможно говорить о развитии территории, не акцентируя внимание на создании качественных условий проживания для населения. Жилищно- коммунальное хозяйство является основным направлением работы органов местного самоуправления района, так как вопросы ЖКХ касаются каждого жителя.
В составе района 21 населённый пункт, уровень газификации составляет 71,4%. Полностью газифицировано 16 населённых пунктов, в планах газификация еще 5 населённых пунктов (с.Кирюшкино, с.Кармалей, с.Зарыклей и с.Новая Лебежайка - во все требуются межпоселковые и внутрипоселковые газопроводы, с.Старое Зеленое - внутрипоселковый газопровод).
Подготовлена проектно-сметная документация на строительство внутрипоселкового газопровода с.Старое Зеленое.
В 2024 году построена и подключена к сетевому природному газу новая модульная котельная для отопления общеобразовательной школы в с.Средняя Терешка. Стоимость работ составляет 15,0 млн.руб. Для подключения котельной к системе газоснабжения проложен газопровод протяженностью 22 м. Здание школы, построенное более 60 лет назад, ранее отапливалось углём. Школа рассчитана на 100 учеников; на базе образовательного учреждения также работает группа дошкольного воспитания. Благодаря природному газу в классах стало тепло и комфортно.
Ни для кого не секрет, что водоснабжение в нашем районе требует модернизации. В большинстве своем мы пользуемся сетями, которые были проложены еще в советский период и никоим образом не соответствуют нынешним реалиям и возросшей нагрузке.
Протяженность водопроводных сетей на территории муниципального образования «Старокулаткинский район» составляет 162,4 км, из них изношенность 30% - 50 км, до 60% - 65 км, до и более 75% - 46 км.
Требуется текущий ремонт водопровода р.п.Старая Кулатка по ул.Калинина, с.Старый Атлаш по улицам Лесная, Зеленая, Ленина, ремонт водозаборной скважины с.Старая Яндовка. Подготовлена сметная документация; документы переданы для рассмотрения на заседании областной комиссии по чрезвычайным ситуациям.
По программе энергосбережения в 2024 году по району заменены или установлены вновь лампы уличного освещения (250 Вт) на энергосберегающие (7080 Вт) в количестве 225 шт. на общую сумму 754 тыс.руб.
Ремонт автомобильных дорог местного значения
В создании удобной и безопасной среды проживания населения немаловажную роль играет развитие улично-дорожной сети. Из года в год увеличивается финансирование на ремонт дорог, за что отдельная благодарность Губернатору и команде Правительства Ульяновской области.
Общая протяжённость автомобильных дорог местного значения составляет 201,5 км, в том числе: 40,5 км имеют асфальтобетонное покрытие, 35,5 км - щебёночное покрытие, 125,5 км - грунтовое, на которых находятся 16 мостовых переходов.
В рамках реализации муниципальной программы «Безопасные и качественные дороги муниципального образования «Старокулаткинский район» на 2022-2024гг.» в 2024 году планировалось проведение ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений на 26 объектах, относящихся к муниципальной собственности, на общую сумму 46 410,3 тыс.руб. площадью 59324 кв.м и протяженностью 13,948 км.
В 2024 году выполнены работы по ремонту щебеночного покрытия автодорог: по пер.Красногвардейский в р.п.Старая Кулатка,
по ул.Нижне Северная д.№1-27, ул.Нижне Северная д.№19 - ул.Г.Тукая д.№87, ул.Нижне Северная д.№7 - ул.Г.Тукая д.№109 р.п.Старая Кулатка, по ул.Октябрьская д.№№60-147 р.п.Старая Кулатка, по ул.Северная д.№№3-12 р.п.Старая Кулатка, по ул. Молодежная д.№№33-43 р.п.Старая Кулатка,
по ул.Кирова д.№45 до искусственного сооружения, ул.Кирова д.№111 до искусственного сооружения р.п.Старая Кулатка,
по ул.Красноармейская д.№114 - а/д "Старая Кулатка-Сухая Терешка" р.п.Старая Кулатка,
по ул.Урицкого д.№№14-78, ул.Красногвардейская д.№49 - ул.Красноармейская д.№69 р.п.Старая Кулатка, по ул.50 лет Победы р.п.Старая Кулатка, на пер.Советская р.п.Старая Кулатка, по ул.Садовая р.п.Старая Кулатка, по ул.Культурная р.п.Старая Кулатка, по ул.Партизанская с.Новые Зимницы,
по ул.Молодежная д.№№1-17, ул.Молодежная д.№13 - ул.Гагарина д.№33 с.Усть Кулатка,
по ул. Ильгачева д.№48 - ул.Садовая д.№№1-12 с.Чувашская Кулатка, по ул.Ильгачева д.№№19-35 с.Чувашская Кулатка, по ул. Г.Тукая с.Зарыклей,
по ул.Молодежная д.15 - ул.Октябрская д.43 с.Верхняя Терешка,
по ул.5-ти братьев Кузяевых д.№№1-41 с.Новая Терешка,
по ул.Советская с.Кармалей,
по ул. Мира д.№№37-74 с.Старый Атлаш,
по ул. Степная с.Вязовый Гай,
по ул.М.Асадуллина с.Средняя Терешка,
по ул. Советская (въезд) с.Кармалей,
по ул.Комсомольская с.Старый Мостяк,
по ул.Пионерская с.Старый Мостяк.
Выполнены работы по ремонту асфальтобетонного покрытия автодорог: по ул.Луговая в с.Новая Кулатка, по ул.Молодежная с.Новый Мостяк, по ул.М.Джалиля (МКД) д.№16 в р.п.Старая Кулатка,
на автомобильной дороге с асфальтобетонным покрытием - подъезд к МБОУ «Старокулаткинская средняя школа №1» с устройством стоянки ул.Куйбышева, д.57 р.п. Старая Кулатка,
по ул.М.Джалиля д.№14 - д.№20 (МКД) в р.п.Старая Кулатка, по ул. Мира д.№№2-33 с.Старый Мостяк.
Выполнен ремонт водопропускной трубы автомобильной дороги по ул.Кооперативная с.Новый Мостяк.
На 2025 год запланировано проведение ремонта автомобильных дорог на 27 объектах, относящихся к муниципальной собственности, на сумму 79 601,5 тыс.руб. В нормативное состояние будет приведено 46313 м2 автодорог.
АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
Архитектурный облик и благоустройство
1. Подготовлены и направлены документы в Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий по государственной программе Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», а именно:
полный пакет документов для получения субсидий из федерального бюджета на 2025 год по результатам конкурсного отбора проектов по благоустройству сельских территорий по объекту «Детский парк в р.п.Старая Кулатка Старокулаткинского района (продолжение работ)» сметной стоимостью работ 671,01 тыс.руб.;
полный пакет документов для формирования и проведения конкурсного отбора проектов по благоустройству сельских территорий с целью предоставления субсидий из федерального бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов (паспорта общественно-значимых проектов по благоустройству сельских территорий на 2026 год, дизайн - проект, рабочий проект, сметы, экспертиза сметы, протокол схода граждан, выписки из бюджета) на 5 объектов:
- Детский парк в р.п Старая Кулатка Старокулаткинского района;
- обустройство спортивной площадки(стадион) по ул.Куйбышева в р.п. Старая Кулатка Старокулаткинского района;
- сквер «Трудовая слава» в р.п.Старая Кулатка Старокулаткинского района;
- детская площадка на территории квартала новой застройки по ул.Куйбышева в р.п.Старая Кулатка Старокулаткинского района;
- Парк Молодежи по ул.Советская в р.п.Старая Кулатка Старокулаткинского района.
- Разработана концепция 4-го этапа благоустройства общественной территории: благоустройство Детского парка в р.п.Старая Кулатка Старокулаткинского района.
В течение последних пяти лет мы ведем планомерную деятельность по созданию удобных, красивых и многофункциональных общественных зон. Уверен, что наши жители оценивают работу в данном направлении только в положительном ключе.
В 2024 году проведена работа по государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий» по муниципальному образованию «Старокулаткинский район», всего включен 1 объект - благоустройство Детского парка в р.п.Старая Кулатка. Проект долгосрочный, работы ведутся поэтапно согласно разработанного проекта.
В рамках реализации проекта на территории Детского парка установлена детская игровая площадка, выполнены следующие виды работ: устройство ограждения парка (фасадная часть, хозяйственная часть), устройство тротуара входной зоны площадью 102 кв.м, устройство наружного освещения (установка светильников 28 штук), устройство тротуара площадью 97 кв.м.
В 2024 году проведены следующие виды работ: устройство тротуара площадью 218 кв.м (продолжение работ), установка 2 пергол, 2 скамеек и урн - сметной стоимостью 1236,67 тыс.руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета - 979,44 тыс.руб., средств регионального бюджета - 244,86 тыс.руб., средств местного бюджета - 12,37 тыс.руб.
В 2025-2026 годах для создания комфортных условий жизни планируется продолжить реализацию мероприятий по благоустройству Детского парка, а именно: устройство входной группы, пешеходных дорожек, устройство скамеек и урн, пергол, проведение озеленения территории согласно современным тенденциям, установка детского игрового оборудования.
-
- Направлена документация для включения в федеральную целевую программу «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2025-2027 годы» по 3-м объектам:
- воинское захоронение Ильгачева Ивана Васильевича, с.Чувашская Кулатка Старокулаткинского района (сметная стоимость - 200,0 тыс.руб.);
- обелиск на месте захоронений участников гражданской и Великой Отечественной войны в р.п. Старая Кулатка по ул.Верхне-Комсомольская (сметная стоимость - 300,0 тыс.руб.);
- «Братская могила красногвардейцев Х.Х.Хаметова и И.Ш.Гафарова, убитых кулаками», 1918 г.
- Высажены деревья в количестве 280 шт., 300 кустарников, 1400 шт. цветочной рассады.
- Проведены весенний и осе